ГАИ: нетрезвым водителям грозит до 5 лет лишения прав

Благодаря ужесточению законодательства в Беларуси удалось снизить количество ДТП с участие пьяных водителей. Однако усиление мер к нарушителям будет продолжаться. Так, уже подготовлен ряд изменений в статьи административного и уголовного законодательства Беларуси, касающихся дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также ответственности лиц, передавших пьяным транспортное средство.

Что грозит за вождение в нетрезвом виде

Начальник управления ГАИ УВД Миноблисполкома Михаил Акулич рассказал, какие предложения по ужесточению законов внесли сотрудники Госавтоинспекции.

– Предложение наше такое: разделить степень опьянения водителей на 2 ступени. В первую попадут те, у которых содержание алкоголя в крови будет в рамках от 0,3 до 0,79 промилле. Для этой категории нарушителей предложили увеличить штраф до 100 базовых величин, срок лишения права управления транспортным средством остается тем же – 3 года. Вторая ступень – это степень опьянения от 0,8 промилле и выше. Таким водителям будет грозить штраф 200 базовых величин и лишения прав на 5 лет.

Инициативу Госавтоинспекции поддержал член постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Нацсобрания Беларуси Александр Богданович.

– Мы видим, что ГАИ хочет работать дифференцировано. Думаю, это предложение неплохое.

Также Александр Богданович предложил разделять наказание для водителей, которые умышленно садятся за руль в состоянии опьянения, нарушая при этом закон и подвергая людей опасности, и тех, у кого по ряду физиологических особенностей алкоголь плохо расщепляется и, соответственно, дольше остается в организме.

Пьяных за рулем все меньше

Начальник управления Государственной автомобильной инспекции милиции общественной безопасности ГУВД Минского горисполкома Вадим Гаркун отметил, что в Беларуси за последние 10 лет наблюдается положительный тренд на снижение количества пьяных за рулем. По его словам, сегодня явно ощущается социальный запрос на безопасность участия в дорожном движении. Ведь до 2006 года за вождение в нетрезвом виде можно было отделаться штрафом, сопоставимым со средней зарплатой. После внесения поправок в КоАП наказания для пьяных за рулем ужесточились: сначала лишали прав и штрафовали, затем, за повторное нарушение, ввели уголовную ответственность, позже добавилась конфискация транспортного средства.

– В Минске в 2006 году мы задержали 8 тысяч нетрезвых водителей, при этом имели 72 ДТП, в которых погибли люди. В 2018-м пьяными попались 2 347 автомобилистов и было зафиксировано лишь 16 случаев «пьяных» происшествий с пострадавшими в них людьми, – пояснил Вадим Гаркун. – Но мы также понимаем, что с уменьшением этих цифр законодательная работа требует более тонких настроек, шлифовать ситуацию нужно даже ради одной спасенной жизни.

Как ГАИ будет бороться с пьяными водителями

– Ужесточение ответственности – это не единственный способ воздействия на нетрезвых автомобилистов. Потенциальный нарушитель должен понимать неотвратимость наказания. Это играет не менее важную роль в изменении поведения этой категории водителей. Инструментов для донесения неотвратимости мер воздействия много. Для того, чтобы визуализировать последствие асоциального поведения, одной из тактик, избранных нашей дорожно-патрульной службой, стало проведение целевых рейдовых мероприятий, где мы точечно организуем тотальные проверки физического состояния участников дорожного движения. Конечно же, эту информацию мы доводим до них через СМИ, – отметил Вадим Гаркун.

Одним из действенных методов борьбы с нетрезвыми водителями может стать резкое неприятие такого поведения обществом, считает адвокат Минской городской коллегии адвокатов, кандидат юридических наук Вера Литвинко:

– Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Считаю, что наказание – это, конечно, хорошо, но ему должны сопутствовать и воспитательные мероприятия, психологическое воздействие. Например, вы видите, что ваша жена выпила и собирается сесть за руль, – заберите у нее ключи от автомобиля. Увидели нетрезвого соседа, направляющегося к машине, – позвоните куда нужно. Каким-то образом нужно реагировать – общество не должно оставаться в стороне от этих лиц и ситуаций.

Веру Литвинко поддержали представители Госавтоинспекции и напомнили, что ранее, лет 10–15 назад, большинство белорусов могли выпить на празднике, а потом спокойно сесть за руль. И в социуме никто не сопротивлялся такому поведению.

– Сегодня это категорически не воспринимается и считается дурным тоном, – отметил Вадим Гаркун. – Я считаю, что меры по ужесточению законодательства будут поддержаны большинством граждан только лишь потому, что многие перестали ассоциировать подобные ситуации с собой и больше не пьют, садясь за руль.

К слову, в ГАИ отметили, что за последнее время участились случаи, когда люди сами звонят в дорожно-патрульную службу, чтобы сообщить о неадекватном поведении водителей на дороге.

– Ежедневно сотрудники Госавтоинспекции Минской области задерживают около 20 нетрезвых водителей. Примерно о 5–6 из них сообщают неравнодушные граждане, стремясь предупредить беду на дороге, – подытожил Вадим Акулич.

Вадим Гаркун добавил, что недавно в столичное управление ГАИ приглашали для поощрения несколько водителей, которые не только обнаружили пьяных за рулем в плотном столичном трафике, но и приняли активные действия, чтобы предотвратить ЧП: следовали за подозрительно виляющим авто, передавая оперативную информацию сотрудникам Госавтоинспекции, блокировали его движение.

В то же время Вера Литвинко напомнила: в подобных случаях важно исключить ситуацию оговора:

– У меня в практике была ситуация, когда человек приехал домой, поставил машину. Ему позвонили друзья с предложением провести вечер за спиртными напитками. Дома пить не разрешила жена, и граждане вернулись в автомобиль. Соседка это увидела и вызвала милицию, а затем еще свидетельствовала, что машина ездила, хотя на самом деле ее никто не перемещал.

Ситуация в 2019 году

Сейчас только в уголовно-исполнительной инспекции Минска на учете состоят около 900 человек, осужденных по 317 статье Уголовного кодекса и лишенных водительских прав. Такие цифры привел начальник уголовно-исполнительной инспекции милиции общественной безопасности Московского РУВД г. Минска Юрий Федюкович.

– В прошлом году было возбуждено 55 дел «повторников», а в этом за шесть месяцев – 45, – отметил Юрий Федюкович. – По службе приходится сталкиваться не только с осужденными, но и с семьями пострадавших. И каждый, кто задает вопрос о гуманизации законодательства, пускай поставит себя на место той семьи, которая пострадала от действий пьяного водителя.

Дарья ЗИМАК

Фото автора и Виталия ГИЛЯ

Источник: https://1prof.by/news/in_the_country/gai_netrezvym_voditelyam_grozit_do_5_let_lisheniya_prav.html © 1prof.by