Указом Президента Республики Беларусь от 15 марта 2016 года № 98 «О совершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи» создана система противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи, представляющая собой совокупность программно-технических средств, информационных ресурсов и информационных технологий, а также мер правового, организационно-технического и экономического характера, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений порядка пропуска голосовых и иных сообщений электросвязи (пропуск трафика). Документом определено, что пользователям услуг электросвязи общего пользования запрещается применять программные и технические средства, в совокупности используемые для преобразования протокола обмена данными, по которому передаются голосовые и иные сообщения электросвязи от вызывающего абонента, и передачи этих сообщений вызываемому абоненту с использованием абонентских номеров, не принадлежащих вызывающему абоненту. Такая деятельность будет являться незаконной и повлечет ответственность в соответствии с законодательными актами. Общая координация деятельности операторов электросвязи, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, иных государственных органов и организаций по вопросам создания и функционирования системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи возложена на Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь. Республиканское унитарное предприятие «Национальный центр обмена трафиком» (НЦОТ) обеспечит: создание, внедрение и эксплуатацию программно-технического комплекса противодействия нарушениям порядка пропуска трафика (комплекс технического противодействия), а также создание и ведение информационных ресурсов, являющихся неотъемлемой частью системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи; уведомление операторов электросвязи о нарушениях порядка пропуска трафика, зафиксированных посредством комплекса технического противодействия, а также при необходимости – органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, Государственной инспекции Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации о выявленных нарушениях требований законодательства в области электросвязи и данного Указа; принятие иных мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений порядка пропуска трафика в соответствии с актами законодательства. Государственные органы и иные организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, должны оказывать содействие НЦОТ в предупреждении, выявлении и пресечении нарушений порядка пропуска трафика, а также предоставлять информацию, необходимую для реализации Указа, на безвозмездной основе. Операторы электросвязи (за исключением операторов электросвязи, которые оказывают услуги только по распространению программ телевизионного вещания и (или) радиовещания) в том числе будут обязаны обеспечить: интеграцию с комплексом технического противодействия собственных программно-технических средств, информационных сетей, систем и ресурсов, необходимых для предупреждения, выявления и пресечения нарушений порядка пропуска трафика; заключение с НЦОТ договора об оказании возмездных услуг по доступу к комплексу технического противодействия и использованию его функциональных возможностей; при выявлении нарушений порядка пропуска трафика предоставление НЦОТ в автоматическом режиме посредством комплекса технического противодействия всех имеющихся сведений о соответствующем абоненте и оказанных ему услугах электросвязи. Кроме того, при заключении с гражданином Республики Беларусь, иностранным гражданином, лицом без гражданства, которым в установленном законодательством порядке выдан в Республике Беларусь документ, удостоверяющий личность, договора об оказании услуг электросвязи осуществлять подтверждение необходимых для заключения этого договора сведений об абоненте с использованием на возмездной основе государственных информационных ресурсов (систем), владельцем или распорядителем которых является Министерство внутренних дел. Порядок осуществления такого подтверждения определяется совместно Министерством внутренних дел, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь и Министерством связи и информатизации. К сведениям, подлежащим подтверждению, относятся идентификационный номер, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) абонента, реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер). Так же, при выявлении нарушений порядка пропуска трафика приостанавливать оказание услуг электросвязи, блокировать пропуск трафика телефонии по IP-протоколу в порядке и на условиях, определенных актами законодательства, регламентирующими работу системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи. Приостановление оказания услуг электросвязи, блокирование пропуска трафика телефонии по IP-протоколу в соответствии с требованиями актов законодательства, регламентирующих работу системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи, не являются основанием для возникновения ответственности оператора электросвязи за убытки, причиненные абоненту в результате таких действий. Невыполнение операторами электросвязи требований настоящего Указа признается грубым нарушением законодательства о лицензировании деятельности в области связи. Операторам электросвязи предоставляется право: приостанавливать, прекращать оказание услуг электросвязи, блокировать трафик телефонии по IP-протоколу в порядке и на условиях, определенных актами законодательства, регламентирующими работу системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи; при проведении мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений порядка пропуска трафика на своих сетях электросвязи запрашивать пояснения от абонента по вопросам нарушения порядка использования выделенного ему абонентского номера; в порядке и на условиях, установленных законодательством, получать и использовать сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, интегрированных с комплексом технического противодействия (за исключением информационных сетей, систем и ресурсов, предназначенных для обработки служебной информации ограниченного распространения и информации, отнесенной к государственным секретам); организовывать и (или) осуществлять тестовые вызовы на абонентские номера своей сети электросвязи. Сбор, обработка, хранение, использование персональных данных физических лиц осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено. Совету Министров Республики Беларусь и Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь даны поручения по реализации норм Указа. Право разъяснять вопросы применения этого Указа предоставлено Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь. Основные положения Указа вступают в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. Источник http://www.pravo.by PDF