Часто задаваемые вопросы

Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.10.2012 № 64 «Об утверждении, введении в действие, отмене и изменении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» введено в действие Изменение № 5 в СТБ 1439-2008 «Услуги электросвязи», исключающее услуги хостинга (в т.ч. виртуальный хостинг, физическое размещение, аренда сервера) из услуг электросвязи. Изменения вступили в силу с 01.02.2013.

В соответствии с общегосударственным классификатором видов экономической деятельности ОКРБ 005-2006 услуги хостинга относятся к подклассу 72300 «Обработка данных» классу 72 «Деятельность, связанная с вычислительной техникой».

Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 «Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь» утвержден и введен в действие с 1 января 2016 г. общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 "Виды экономической деятельности".

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.08.2012 № 72/123/49 «Об утверждении переходных ключей от Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» к Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» утверждены переходные ключи, обеспечивающие методологический переход в экономической и статистической практике от действующей к новой редакции Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности.

В соответствии с переходными ключами услуги хостинга относятся к подклассу 63110 «Обработка данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность» класса 63 «Деятельность в области информационного обслуживания».

Услуги по регистрации доменных имен также не являются услугами электросвязи.

Рассмотрение заявлений о выделении ресурса нумерации и сокращенных трехзначных коротких номеров осуществляется в соответствии с Положением о порядке выделения, использования и изъятия ресурса нумерации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. №1153 «Об утверждении Положения о порядке выделения, использования и изъятия ресурса нумерации и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. № 302».
Информация о выделении сокращенных номеров размещена на страничке сайта Минсвязи. Проконсультироваться по данному вопросу можно также в управлении электросвязи по телефону 287 88 04.

Срок рассмотрения заявления о выделении ресурса нумерации или короткого трехзначного номера – 15 рабочих дней

КОНКЛЮДЕНТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия лица, выражающие его волю вступить в гражданское правоотношение (например, заключить договор), выраженные не в форме устного или письменного волеизъявления, а в поведении, свидетельствующем однозначно о таком намерении.

Основной документ, устанавливающий правоотношения между оператором электросвязи и абонентом, - договор об оказании услуг электросвязи. Договор может заключаться как в письменной форме в двух экземплярах, так и путем осуществления конклюдентных действий (ч. 3 п. 4 Правил оказания услуг электросвязи, ст. 404, 408 ГК).

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Республики Беларусь соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законодательства, договора не вытекает иное.

Любое изменение договора допускается только при наличии положительного волеизъявления обеих сторон (как оператора сотовой подвижной электросвязи, так и абонента). Такое волеизъявление должно быть обличено в требуемую законодательством форму. Частью шестой пункта 4 Правил установлена письменная форма для фиксации указанного волеизъявления, причем лишь двумя возможными вариантами: 1) путем составления одного документа, подписанного сторонами (дополнительное соглашение), либо 2) посредством совершения абонентом действий по выполнению изменяемых условий договора (пункт 3 статьи 404 ГК), то есть конклюдентных действий.

Письменная форма договора считается соблюденной, в том числе и при внесении изменений, когда письменное предложение заключить договор принято в соответствии с пунктом 3 статьи 408 ГК, из которого следует, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.д.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законодательством или не указано в оферте.

Оператор электросвязи уведомляет абонента о всех вносимых изменениях в договор об оказании услуг электросвязи не позднее чем за 10 дней до внесения изменений. Конклюдентным действием, подтверждающим согласие абонента, может быть просто дальнейшее пользование услугами.

Кроме того, можно предусмотреть в дополнительном соглашении, что если потребитель в течение определенного срока (но не менее 10 дней) с даты уведомления о внесении изменений не отказывается от услуги, то он ее принимает. Причем в данном случае имеет место быть именно действие, а не молчание (то есть, нет противоречия п. 3 ст. 159 ГК).

В соответствии с абзацем вторым, пятым, шестым пункта 4 Правил оказания услуг электросвязи, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 2006 г. № 1055, договор об оказании услуг электросвязи является публичным. «Оператор электросвязи уведомляет абонента о всех вносимых изменениях в договор об оказании услуг электросвязи и в тарифы, установленные тарифным планом, путем размещения соответствующей информации в средствах массовой информации, в глобальной компьютерной сети Интернет (далее - сеть Интернет) на официальном Интернет-сайте этого оператора электросвязи или направления sms-сообщения, содержащего текст изменений либо источник информации о них, не позднее чем за 10 дней до внесения изменений». Изменение условий договора оформляется путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме либо путем совершения абонентом конклюдентных действий, свидетельствующих о согласии абонента, совершающего действия, с изменениями условий договора.

Статьей 422 Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что «соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законодательства, договора не вытекает иное».

Для установления единых для всех абонентов компании сроков информирования об изменениях тарифов на услуги электросвязи, в соответствии с действующим законодательством, полагаем правомерным размещение на официальном Интернет-сайте компании новой редакции договора, устанавливающей единый срок информирования абонентов о вносимых изменениях, за количество дней, установленное в ранее заключенных договорах.

Статьей 56 Закона Республики Беларусь «Об электросвязи» (далее –Закон) установлено, что оператор электросвязи создает базы данных об абонентах и оказываемых им услугах электросвязи.

Базы данных операторов электросвязи об абонентах должны содержать информацию, в том числе о физических лицах - абонентский номер, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), адрес абонента или адрес установки оконечного абонентского устройства (терминала), абонентские номера, данные, позволяющие определить (идентифицировать) абонента или его оконечное абонентское устройство (терминал), а в отношении абонентов сети сотовой подвижной электросвязи - также реквизиты документа, удостоверяющего личность (его название, серию, номер, дату выдачи и наименование государственного органа, выдавшего документ). Предусматривается право операторов электросвязи использовать созданные ими базы данных об абонентах для осуществления справочно-информационного обслуживания, в том числе для подготовки и распространения справочно-информационных изданий различными способами (печатным, на магнитных носителях и др.). Для осуществления справочно-информационного обслуживания могут быть использованы следующие сведения: фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) абонента - физического лица, наименование (фирменное наименование) абонента - юридического лица, адрес установки оконечного абонентского устройства (терминала) и абонентский номер. При этом обязательным условием использования таких сведений является предварительное письменное согласие абонента.

При наличии письменного заявления абонента об отказе в согласии на использование сведений о нем для осуществления справочно-информационного обслуживания такие сведения не используются для справочно-информационного обслуживания и должны быть исключены из справочно-информационных изданий (часть четвертая статьи 56 Закона).

Такое правовое регулирование в необходимой мере обеспечивает соблюдение статьи 28 Конституции, в соответствии с которой каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь. Кроме того, в соответствии со статьей 54 Закона операторы электросвязи и поставщики услуг электросвязи могут выдавать информацию о фактах оказания услуг электросвязи только абонентам или их представителям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

На официальных Интернет-сайтах операторов электросвязи размещены рекомендации, разработанные для абонентов, в которых систематизирована и актуализирована информация о разного рода мошенничестве с использованием сетей сотовой подвижной электросвязи: 1, 2

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «Об электросвязи» поставщик услуг электросвязи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие услуги электросвязи, для оказания которых не требуется получения специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи.

Интернет-кафе, в случае предоставления доступа в сеть интернет, является поставщиком услуг.

В соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь «Об электросвязи», (далее – Закон), тарифы на услуги электросвязи устанавливаются оператором электросвязи самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Перечень услуг электросвязи общего пользования, тарифы на которые подлежат регулированию, определяется Советом Министров Республики Беларусь № 35 от 17 января 2014 г. «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Министерство экономики Республики Беларусь осуществляет регулирование посредством установления фиксированных или предельных максимальных тарифов, а также устанавливает предельный уровень изменения тарифов на голосовые услуги оказываемые операторами сотовой подвижной электросвязи, которые занимают доминирующее положение на товарном рынке.

Услуги по предоставлению операторами электросвязи доступа в сеть Интернет не включены в перечень услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию и устанавливаются субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно, с учетом конъюнктуры рынка.

Полномочиями по разъяснению правил формирования, определения и применения цен и тарифов в республике наделено Министерство торговли Республики Беларусь и Министерство экономики Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 57 Закона в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, вытекающих из договора оказания услуг электросвязи, пользователь вправе обратиться с претензией к оператору электросвязи, а также обжаловать решение, принятое по претензии, в суд в порядке, установленном законодательством.

Согласно п. 70 Правил оказания услуг электросвязи при предъявлении документа, удостоверяющего личность, абоненту или его представителю по запросу предоставляется дополнительная информация об оказанных услугах электросвязи, включая сведения о вызываемом абоненте. Для получения информации об исходящих звонках, с выделенного абонентского номера, необходимо обратиться в любой из сервисных центров РУП «Белтлелком», оформить заявление и предъявить документ, удостоверяющего личность - ссылка.

Нормы при установке вышки сотовой связи в населенном пункте определены Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к установке и эксплуатации систем сотовой связи», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.02.2010 № 14, и Санитарными правилами и нормами «Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ)» (СанПиН 2.2.4/2.1.8.9-36-2002).

СанПиНом 2.2.4/2.1.8.9-36-2002 определены предельно допустимые уровни электромагнитных излучений радиочастотного диапазона, которые для территории жилой застройки, мест массового отдыха, жилых помещений, общественных и производственных зданий не должны превышать 10 мкВт/см2.
Расстояние от базовой станции до ближайшего жилого помещения не нормируется.

Согласно статье 9-1 Закона «Об электросвязи» Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь определяет по согласованию с Президентом Республики Беларусь Перечень операторов электросвязи, имеющих право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств. Согласно Перечню, утвержденного Приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 06.12.2012 N 911, включены Республиканское унитарное предприятие электросвязи "Белтелеком" и Республиканское унитарное предприятие "Национальный центр обмена трафиком».

Совместное Постановление ОАЦ и Минсвязи от 10.02.2014 №1/2 «Об утверждении перечня операторов электросвязи, имеющих право на пропуск межсетевого трафика» определяет Республиканское унитарное предприятие электросвязи «Белтелеком», Республиканское унитарное предприятие «Национальный центр обмена трафиком» и СООО «Белорусские облачные технологии» операторами электросвязи, имеющих право на пропуск межсетевого трафика.