Агрегатор цифровых решений

Версия для печати
30.10.2019

Сегодня очевидно, что ключевым драйвером роста современной экономики становится цифровизация. При этом все эксперты едины во мнении, что цифровая трансформация не самоцель, а инструмент продвижения. В стране реализуется Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы, задача которой – развитие с помощью цифровых технологий всех сфер жизнедеятельности современного общества.

Сегодня в Беларуси сформирована базовая архитектура электронного правительства, получившая положительную оценку международных экспертов. Это позволяет эффективно осуществлять межведомственное информационное взаимодействие и оказывать электронные услуги населению и бизнесу.

В рамках государственных программ создан целый ряд важных базовых структурных элементов. В числе первых – Общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС), которая включает в себя единый портал электронных услуг.

К настоящему времени благодаря единому порталу электронных услуг пользователям доступно 135 электронных сервисов – 105 электронных услуг и 30 административных процедур. Обеспечено устойчивое взаимодействие с 27 государственными информационными ресурсами и системами.

По данным экспертов Минсвязи, в настоящий период оказывается более 500 000 электронных услуг ежемесячно как для органов госуправления, так и для бизнеса и населения страны.

Активно действует программный комплекс «Одно окно» (ПК «Одно окно») для приема заявлений от граждан об осуществлении административных процедур в электронной форме.

Функционирует Система межведомственного электронного документооборота (СМДО). В ней работают более 12 306 белорусских организаций и ведомств.

В республике выстроено и действует Единое расчетное и информационное пространство (ЕРИП) и его автоматизированная система (АИС «Расчет»).

Масштабным проектом является создание Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы в комплексе с внедрением в Республике Беларусь биометрических документов. Введение новой системы удостоверения личности и цифровых документов в опытную эксплуатацию предполагается с начала 2020 года. Специалисты Минсвязи предусматривают последовательное развитие сервисов. Планируется в 2020 году выдать примерно от 700 000 до 1 000 000 биометрических паспортов и идентификационных карт. Цифровой паспорт, в частности, понадобится для выезда за границу.

ID-карта выступит в качестве внутреннего документа, удостоверяющего личность, и необходима для операций с использованием электронно-цифровой подписи и идентификации личности. Она будет содержать электронную цифровую подпись (ЭЦП), группы сведений о владельце и приложение ICAO. ID-карта должна стать основным ключом к электронным сервисам страны, исключить использование большинства документов и носителей информации. Вся необходимая информация будет предоставляться системами, интегрированными с ОАИС. Бизнес-процессы плавно перейдут на «цифровые рельсы», все меньше используя бумажные носители. В ближайшей перспективе предстоит практически обеспечить развитие инфраструктуры для оказания электронных услуг с использованием идентификационной карты.

По данным экспертов Минсвязи, сегодня в Беларуси более 620 000 владельцев ключей электронной цифровой подписи и их ежедневный прирост составляет от 500 до 1500 единиц. Ключи «цифрового автографа» (ЭЦП) используются в 26 информационных системах при юридически значимом информационном взаимодействии, а также для упрощения организации бизнеса (регистрация, декларирование, подача электронных счетов-фактур по НДС, страхование).

Недавние исследования, проведенные Customer Experience Lab – мировым лидером в области аутсорсинга управления клиентским опытом, показали, что реальной мотивацией роста информатизации служит социализация цифровых сетей. Глобальное становление этого явления – ключевая тема трансформации государственного управления и предоставления госуслуг во всем мире. Реализация данного курса в нашей стране опирается на разделы Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы. Например, за минувший период в рамках Госпрограммы созданы национальный портал открытых данных на базе единого портала электронных услуг, национальный сегмент интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза, аппаратно-программный комплекс динамической доверенной среды для размещения межведомственных информационных систем, отнесенных к разным классам объектов информатизации. Продолжались работы по теме «Создание Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы» (БИСРС).

Наряду с этим, анализируя проделанную работу, эксперты Минсвязи отмечают необходимость активизации и дальнейшего формирования эффективного электронного правительства. В частности, необходимо проактивное предоставление госуслуг. Государство само должно напомнить, что и когда нужно сделать, а все требуемые документы должны запрашиваться из электронных реестров органов власти в автоматизированном режиме.

Амбициозность цели заключается в достижении лидирующей позиции в рейтинге по индексу развития электронного правительства, т. е. вхождение Беларуси в группу развитых стран в соответствии с классификацией ООН.

Редакция «Веснiк сувязi»