Шульган: Беларусь – страна с высоким уровнем подготовки и достижений в сфере цифрового развития

С 26 по 27 марта в Астане проходит   Региональный  форум по вопросам развития для Региона СНГ. После официального открытия состоялась панельная сессия  высокого уровня «Цифровое развитие в регионе СНГ: тренды, возможности и сложности».

В рамках панельной сессии Министр связи и информатизации Константин  Шульган представил видение и приоритеты Беларуси в отношении национального цифрового развития, развития информационного общества и текущих региональных процессов в сфере ИКТ, в том числе в контексте достижения Целей ООН в области устойчивого развития.
- Беларусь – страна с высоким уровнем подготовки и достижений в сфере цифрового развития, готова быть надежным партнером в решении вопросов стратегического сотрудничества в сфере высоких технологий, - отметил Шульган.

Республика Беларусь активно развивает ИКТ-инфраструктуру, как итог, Беларусь по Индексу развития ИКТ занимает 3 место среди стран СНГ, более 50 процентов пользователей стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет имеют скорость не менее 100 Мбит/с, услугами 4G охвачено 98,4 % населения.

Кроме того, Всемирный почтовый союз в 2022 году присвоил Беларуси 15 место среди 172 стран по уровню почтового развития.

Мы полностью перевели сбор статистической информации в электронный вид. Оцифровали учет доходов и расчет налогов, трудового стажа и пенсий, предоставление таможенных и налоговых деклараций.
По всей стране внедрили электронный рецепт, в цифре контролируем цены в строительстве и стоимость импортных товаров, первыми из стран СНГ провели перепись населения в электронном формате.
Нами налажено межведомственное электронное взаимодействие. Более 16 800 организаций подключены к системе межведомственного документооборота. В неделю пересылается порядка 150 тыс. электронных документов.

Функционируют центры хранения и обработки данных, оснащенные современными средствами защиты информации. Разработаны механизмы надежной идентификации пользователей с использованием биометрии, инструменты для совершения электронных платежей.
Сегодня посредством Единого портала электронных услуг предоставляется более 560 электронных сервисов (232 электронные услуги и 331 административная  процедура), для этого интегрировано свыше 60 информационных систем и ресурсов. Темп перевода административных процедур и развития электронных сервисов растет. За 2022 год на Едином портале электронных услуг появилось более 40 новых услуг, в 2023 – уже более 270 новых услуг и административных процедур, а за истекший период 2024 года добавилось еще 34 новых сервиса.
Для удобства предоставления населению государственных услуг разработано мобильное приложение, которое позволяет проводить идентификацию с использованием ID-карты (Е-Паслуга). Интерес к получению услуг онлайн у людей растет. В 2022 году было оказано чуть больше 76 млн услуг, за 2023 эта цифра возросла в разы – 128 млн услуг.
В текущем году ежемесячно предоставляется более 11,5 млн услуг.
Получили развитие инструменты обратной связи с населением:
единый сервис подачи и централизованного учета обращений граждан;
сервис оценки качества обслуживания населения;
сервис для подачи и обработки решений жилищно-коммунальных вопросов.
В этом году мы завершили создание новой системы управления цифровым развитием. Выстроена вертикаль на первом уровне которой находится Министерство связи и информатизации, отвечающее за управление процессами цифрового развития в государстве и во всех отраслях экономики. При нем Совет по проектам в сфере цифрового развития, который принимает решения о целесообразности реализации цифровых мероприятий и проектов.
Центр цифрового развития и Центр перспективных исследований, за которыми закреплено организационно-техническое, научно-методическое и экспертное сопровождение процессов цифрового развития.

Второй уровень занимают «цифровые» руководители, координирующие цифровое развитие на отраслевом и межотраслевом уровнях, а также «офисы цифровизации», осуществляющие практическую реализацию цифровых проектов.
Важным элементом выстроенной системы является Парк высоких технологий, компании-резиденты которого предоставляют не только готовые ИТ-решения, но и специалистов для проведения экспертизы инициатив.
В ходе выстраивания этой системы мы разработали и ввели в действие большой объем нормативных документов, которыми создали новые механизмы отбора, финансирования и реализации цифровых инициатив. Среди них – механизм пилотных проектов, который позволяет апробировать и масштабировать отечественные решения за бюджетные средства.
Мы идём в рамках мировых трендов: создаем проактивные услуги – переходим к полностью электронному взаимодействию между государством, бизнесом и населением, переводим экономические процессы в цифру, создаем «цифровые двойники» производства.
Для этого мы внедряем платформенные решения, в первую очередь на уровне отраслей, чтобы объединить все информационные потоки в государстве для организации полноценного взаимодействия и поддержки принятия профильных решений.
Не остаются в стороне и регионы. Здесь идет работа по снижению «цифрового неравенства». Одновременно мы развиваем законодательство для построения экосистемы цифровой экономики – создаем условия для ускоренного перевода в электронную форму всех административных процедур, процессов в здравоохранении, образовании, строительстве, управлении пространственными данными, транспортными системами.
Следование обозначенным трендам позволяет нам задуматься над воплощением стратегической инициативы: от создания локальных цифровых экосистем перейти к их объединению в единое цифровое пространство СНГ. Ее реализация будет способствовать снижению цифрового разрыва между странами-участницами для достижения целей устойчивого развития. Подобный процесс уже осуществляется в рамках проектов Союзного государства России и Беларуси, а также ЕАЭС.
К примеру, вместе с нашими партнерами из Российской Федерации мы движемся по пути создания общих решений в сфере «умных» городов, интеграции систем оказания электронных услуг и взаимного признания средств электронной цифровой подписи, внедрения цифровых валют
и их взаимному обмену.
Мы видим, что накопленный потенциал необходимо развивать, значит расширять на уровень СНГ.
Промышленная кооперация, цифровой рубль, электронная торговля, «умные» города, цифровые транспортные коридоры – вот те ключевые направления, по которым нам стоит совместно поработать.
Но на нашем пути к достижению заявленной стратегической цели видится ряд сложностей. Наиболее значительная из них – сохранение цифрового суверенитета. В условиях внедрения глобальных цифровых продуктов мы становимся заложниками таких решений. Всякого рода ограничения их использования могут негативно повлиять на благополучие граждан, что не отвечает духу устойчивого развития.
Но это стимул к активным действиям по укреплению цифрового суверенитета. Сейчас мы делаем упор на использование отечественных продуктов, создаем благоприятные условия для отечественных разработчиков.
Также мы видим, что и наши партнеры наращивают ИТ-потенциал путем создания специальных правовых режимов и высокотехнологичных парков. Каждая из наших стран уже располагает собственными цифровыми решениями на уровне мировых аналогов, которые могли бы стать основой для создания общих для региона цифровых экосистем независимых
от внешних факторов.
Создание общих цифровых экосистем также предполагает сотрудничество в части наращивания ИТ-компетенций и цифровой грамотности населения. В этом контексте такие мероприятия, как региональный форум Международного союза электросвязи, различные международные выставки способствуют обмену передовым опытом, генерации совместных инициатив и проработке механизмов их реализации.

Для поддержания ИТ-компетенций на должном уровне предлагаю усилить взаимодействие центров цифровых компетенций и офисов цифровизации между нашими странами. В этой связи выражаю заинтересованность в налаживании сотрудничества между нашим Центром цифрового развития и казахстанскими партнерами в лице Национальных информационных систем.
Новые технологии создают новые вызовы, что требует безотлагательного регулирования в части их безопасного и контролируемого использования. Это тоже точка приложения наших совместных усилий для разработки соответствующих международных правовых актов и стандартов, благо наш потенциал позволяет решать и такие задачи.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение