Ответы на вопросы, поступившие на сайт vsebel.by

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и приоритетность мер профилактической направленности являются основными принципами государственной политики Республики Беларусь в области охраны здоровья населения.

По информации Министерства здравоохранения, в Республике Беларусь собственные научные исследования влияния электромагнитного излучения, создаваемого базовыми станциями (далее – БС) 5G, на здоровье человека (в том числе эмбриона человека) не проводились. Однако, вопросы безопасности для здоровья населения электромагнитного излучения (далее – ЭМИ), в том числе при размещении и эксплуатации БС СПЭ различных радио технологий в Республике Беларусь регулируются специфическими эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации объектов, являющихся источниками неионизирующего излучения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2019 г. № 360 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации объектов, являющихся источниками неионизирующего излучения» (далее – Санитарно-эпидемиологические требования).

В целях предупреждения возможного негативного влияния ЭМИ на здоровье населения при проектировании и реконструкции (модернизации) каждой БС в обязательном порядке проводится оценка возможности её размещения на конкретной территории с учетом распределения ЭМИ, полученного установленными расчетными методами. При вводе в эксплуатацию расчетные значения уровней ЭМИ, создаваемые БС, уточняются путем проведения натурных инструментальных измерений. В процессе эксплуатации БС их собственники осуществляют проведение плановых измерений уровней ЭМИ, создаваемых БС, в рамках производственного лабораторного контроля.

Критерием гигиенической безопасности воздействия на население ЭМИ является соблюдение научно-обоснованного предельно допустимого уровня (далее – ПДУ) плотности потока энергии ЭМИ в диапазонах частот 0,3-300 ГГц, который в Республике Беларусь в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями составляет 10 мкВт/см2. Следует учитывать, что технические характеристики оборудования 5G схожи с техническими характеристиками существующих систем связи 3G и 4G. Это позволяет сделать заключение о том, что развертывание БС 5G при соблюдении установленных требований не должно создать проблем здоровью населения.

В Республике Беларусь и в ряде стран постсоветского пространства действуют ПДУ ЭМИ, критерием научного обоснования гигиенической безопасности которых является приоритетность реакции нервной системы, возникающей при относительно низких («нетепловых») уровнях ЭМИ, воздействующего на организм. В результате реализации указанного подхода к нормированию, действующие ПДУ ЭМИ в Республике Беларусь значительно жестче, чем в большинстве стран Европейского союза, Северной Америки и Азии, где в качестве показателя неблагоприятного воздействия ЭМИ было принято повышение температуры тканей организма («тепловой эффект»). Так, например, рекомендуемые уровни безопасности ЭМИ, создаваемые системами СПЭ (в том числе для диапазона радиочастотного спектра, применяемого при реализации технологии 5G), в США и Японии составляют 1 000-10 000 мкВт/см2, в странах Западной Европы преимущественно 200-1000 мкВт/см2, в Китайской Народной Республике – 40 мкВт/см2.

В целях организации удобной формы взаимодействия государства с обществом и бизнесом, получения государственных услуг не выходя из дома, принято решение о выдаче новых биометрических документов, которые позволяют идентифицировать граждан в государственных информационных системах, безопасно и быстро совершать юридически значимые действия в сети Интернет (оказание административных процедур, заключение договоров, получение справок). Гражданин по истечению срока действия паспорта по желанию сможет выбрать вид получаемого им документа, удостоверяющего личность: либо паспорт старого образца, либо идентификационную карту.

В случае если гражданин оформил заявление на получение идентификационной карты (ID-карты), то при необходимости выезда за рубеж он должен дополнительно заказать биометрический паспорт – проездной документ, не являющийся документом удостоверяющим личность в Республике Беларусь.

ID-карта – документ удостоверяющий личность на территории нашей страны, который благодаря электронному чипу и его электронным приложениям позволит владельцам получать различные электронные услуги. К началу выдачи ID-карт основные электронные услуги, предоставляемые государством, будут оказываться посредством Единого портала электронных услуг: portal.gov.by. Пользователи смогут отслеживать состояние по своим запросам, определять на каком этапе рассмотрения находится заказанная административная процедура и получать уведомления и необходимые электронные документы в свои личные электронные кабинеты, которые будут доступны как с компьютеров, так и с мобильных устройств. Количество электронных услуг посредством данного портала будет постоянно расти и до конца 2024 года на нем будут доступны более 300 административных процедур, осуществляемых в электронной форме. Уверены, что многие другие организации будут активно развивать свои услуги с применением ID-карты – удобного инструмента, который позволяет однозначно определять клиентов, а также дает им возможность использовать электронную цифровую подпись. Это в итоге должно позволить максимально уйти от бумажных документов и справок, избавить граждан от необходимости предъявления различных справок и иных бумажных документов, посещения различных организаций.

Персональные данные владельца ID-карты размещаются на интегральной микросхеме в электронном средстве биометрической идентификации, которое соответствует требованиям по защите информации Международной организации гражданской авиации, требованиям Технического регламента Республики Беларусь «Информационные технологии. Средства защиты информации. Информационная безопасность».

Внедрение биометрических документов направлено также на повышение степени защиты документа от подделки и облегчение процедур прохождения пограничного контроля (минимизация вероятности совершения ошибки контролером и сокращение времени идентификации); повышение доверия к владельцу документа; облегчение взаимных поездок граждан, в том числе на безвизовой основе. Кроме того, введение биометрических паспортов будет способствовать сближению позиций Республики Беларусь и Евросоюза в принятии соглашений об упрощении визового режима. В целях обеспечения безопасности при взаимодействии с биометрическими документами владельцы информационных систем обеспечивают проведение мероприятий по проектированию и созданию систем защиты информации в информационных системах, предназначенных для обработки информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, в порядке, предусмотренном законодательством об информации, информатизации и защите информации.

К настоящему времени в результате принимаемых практических мер по развитию информатизации созданы и функционируют специализированные технические решения для организации электронного взаимодействия государства и населения.

В частности, функционирует портал «Моя Республика» (115.бел), который применяется населением для подачи в режиме реального времени заявок на решение коммунальных проблем. Основной задачей портала является упрощение взаимодействия служб жилищно-коммунального хозяйства с гражданами, запросы которых после размещения на портале направляются для выполнения городским службам. Обратная связь реализуется через предоставление гражданину возможности просмотра результатов выполненной работы по его запросу в формате «было»
и «стало». Сегодня возможностями портала пользуются более 2,0 тыс. человек, его пользователем может стать любой желающий гражданин.

Дополнительно в целях обеспечения в Республике Беларусь прозрачного и объективного механизма оценки эффективности деятельности государственных организаций по оказанию услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения, и административных процедур функционирует портал рейтинговой оценки (качество-услуг.бел).

Портал ориентирован на граждан, предоставляя им удобный инструмент для размещения своего мнения о качестве работы государственных организаций, каждая из которых может быть ими оценена по 5-балльной шкале. На основании выставленных гражданами оценок предусмотрено автоматическое формирование на портале соответствующего рейтинга государственных организаций.

Функциональные возможности портала постоянно развиваются. С 2021 года на портале появилась функция, которая позволяет государственным органам и организациям изучать мнение граждан по различным вопросам социально-экономического развития путем проведения онлайн-опросов.

Сегодня возможностями данного портала пользуются уже более 30,0 тысяч человек, его пользователем также может стать любой желающий гражданин.

С 3 января 2021 года РУП «Белпочта» внедрило Национальную почтовую электронную систему, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О почтовой связи», актами Всемирной почтовой конвенции и ее регламентом, в целях обеспечения обмена электронными почтовыми отправлениями на современном уровне с использованием цифровых технологий.

Следует отметить, что электронные почтовые системы по пересылке почтовых отправлений в электронной форме существуют и в ряде других стран: Российская Федерация, Казахстан, Эстония, Франция, Австралия, Дания, Норвегия, Швеция, Италия, Хорватия, Германия и др.

Национальная почтовая электронная система (НПЭС) – это не электронная почта в привычном понимании: это защищенная платформа для обмена почтовыми отправлениями в электронной форме.

НПЭС предоставляет пользователям возможность осуществлять прием, обработку, хранение, доставку (вручение) почтовых отправлений в электронной форме, а также пересылку гибридных отправлений (из электронной формы в бумажную).

При пересылке почтовых отправлений в электронной форме, в том числе и гибридных отправлений, РУП «Белпочта» гарантирует соблюдение тайны почтовой связи, безопасность и конфиденциальность переписки. Пересылка писем осуществляется по защищенным каналам передачи данных с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации.

При пересылке заказных почтовых отправлений в электронной форме, так же, как при пересылке заказных почтовых отправлений в физической (бумажной) форме, отправителю выдается квитанция, а получателю письмо доставляется под роспись (электронную цифровую подпись).

Для пересылки почтовых отправлений в электронной форме пользователь создает в НПЭС электронный почтовый ящик, который является цифровым аналогом почтового ящика. При отправке почтового отправления в электронной форме адресование осуществляется на почтовый адрес получателя (пользователя НПЭС), что не требует от отправителя знания дополнительных реквизитов, идентификаторов получателя.

В случае, если получатель почтового отправления не зарегистрирован в НПЭС, РУП «Белпочта» автоматизировано распечатает и сконвертирует вложение, после чего доставит почтовое отправление адресату по почтовому адресу.

Регистрация пользователя в системе (создание электронного почтового ящика) осуществляется с использованием следующих инструментов идентификации: мобильная ЭЦП на сим-карте, ЭЦП на USB носителях (AvToken, AvPass, AvBign). Также НПЭС сможет поддерживать идентификацию пользователя с использованием ID-карты.

Доступность указанных технических решений для граждан Республики Беларусь позволяет выстроить конструктивный диалог между государством и населением, учитывать мнение каждого, оперативно реагировать на проблемные ситуации и принимать взвешенные управленческие решения.

Вопрос о создании информационной системы, предназначенной для автоматизации в том числе общественных отношений, возникающих при подготовке и проведении референдума (народного голосования), в настоящее время прорабатывается совместно с Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Министерством юстиции и иными заинтересованными государственными органами.

В целях обеспечения в Республике Беларусь прозрачного и объективного механизма оценки эффективности деятельности государственных организаций по оказанию услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения, и административных процедур разработан и функционирует портал рейтинговой оценки (качество-услуг.бел), возможностями которого на сегодняшний момент пользуются уже более 30,0 тысяч человек, его пользователем также может стать любой желающий гражданин.

С 2021 года на портале доступен функционал, который позволяет государственным органам и организациям изучать мнение граждан по различным вопросам путем проведения онлайн-опросов. В настоящее время Министерство связи и информатизации проводит работу по популяризации данной функциональной возможности среди потенциальных организаторов таких опросов.

Предоставляемые порталом инструменты электронного участия для граждан Республики Беларусь позволяют выстроить конструктивный диалог между государством и населением, учитывать мнение каждого, оперативно реагировать на проблемные ситуации и принимать взвешенные управленческие решения.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» проекты отдельных нормативных правовых актов выносятся на публичное (общественное или профессиональное) обсуждение в глобальной
компьютерной сети Интернет на сайте «Правовой форум Беларуси», что обеспечивает гражданам возможность участвовать в принятии решений по вопросам правового регулирования общественных отношений в различных сферах.